Маршруты выходного дня

Гісторыя Засулля

Гісторыя Засулля

Засулле вядома з 1487 г. Да 1592 г. вёскай і маёнткам валодалі татарскія князі Уланы (Уланавічы). У 1592 г. 38 двароў, 15 з іх размяшчаліся на правым беразе р. Ліўі (цяпер в. Зарэчча), а астатнія — на тэрыторыі сучаснага Засулля. У Засуллі ў той жа час жылі баяры, цяглыя людзі, бортнікі, агароднікі. Паблізу двара знаходзіліся млын і мячэць. У 1592 г. большая частка Засулля была набыта ў выніку абмену князем Ярашам Жыжэмскім. Жыжэмскія валодалі Засуллем і ў 17—18 ст. У гэты перыяд вёска знаходзілася на важным гандлёвым шляху Менск—Мір. Тут былі карчма і пастаялы двор. У 1710 г. ў Засуллі існавала царква. Новая вуніяцкая царква Іаана Хрысціцеля была пабудавана ў 1784 г. У канцы 18 ст. Яцэк Жыжэмскі прадаў Засулле падкаморыю рэчыцкаму Юзафу Дзерналовічу. Меншая частка маёнтка належала некалькім татарскім родам. З 1793 г. Засулле ў складзе Расейскай імперыі, сяло, цэнтр воласці Мінскага павета Мінскай губерні.

У 1795 г. ў Засуллі 40 двароў, 224 жыхары, у Зарэччы — 27 двароў, 147 жыхароў. У цэнтральнай частцы Засулля, недалёка ад маёнтка, паступова фармавалася мястэчка (3 двары, дзе жылі каваль, ганчар і кравец, усяго 18 жыхароў). У святочныя дні і па нядзелях тут адбываліся невялікія таргі. На тэрыторыі маёнтка дзейнічалі сукнавальня і млын. У 1-й палове 19 ст. ўладальнікамі Засулля сталі Крупскія. На 1.1.1870 г. у вёсцы 155 жыхароў. У 1864 г. адкрыта народнае вучылішча. У 1880-я г. 59 двароў, 300 жыхароў; царква, школа. У 1897 г. 95 двароў, 548 жыхароў, у Зарэччы — 48 двароў, 247 жыхароў. У пачатку 20 ст. 114 двароў, 737 жыхароў; у маёнтку 1 двор, 7 жыхароў; у Зарэччы 66 двароў, 428 жыхароў. З сакавіка 1918 г. уваходзіць у склад абвешчанай БНР. З 1921 г. ў складзе Польшчы. Паводле перапісу 1921 г. назву Засулле насілі вёска (139 двароў, 730 жыхароў) і фальварак (7 двароў, 53 жыхары). Вёска з'яўлялася цэнтрам гміны Стаўбцоўскага павета Навагрудскага ваяводства Польшчы. З 1939 г. вёска ў складзе БССР. З 12.10.1940 г. цэнтр сельсавета. У пачатку Другой сусветнай вайны частка вёскі спалена. У 1950-я г. мясцовымі ўладамі зруйнавана старажытная царква. У 1971 г. 281 двор, 984 жыхары.

На 1.1.2004 г. 159 двароў, 312 жыхароў, Дом культуры, бібліятэка, філіял Шашкоўскай школы мастацтваў, урачэбная амбулаторыя, сярэдняя школа, дзіцячы сад, АТС, аптэка, паштовае аддзяленне сувязі, філіял ААБ «Беларусбанк», комплексна-прыёмны пункт, 2 магазіны. У 1990-я г. пабудавана новая праваслаўная царква. У 1967 г. ўстаноўлены абеліск на ўшанаванне памяці землякоў, якія загінулі ў Другую сусветную вайну. Засулле — цэнтр Засульскага сельсавета, цэнтральная сядзіба СВК «Каганец».

У вёсцы захаваліся драўляны сядзібы дом, фрагмэнты парку і бровару, якія належылі Крупскім. У Засуллі прайшлі дзіцячыя і юнацкія га-ды беларускага пісьменніка і мастака Каруся Каганца (Казіміра Кастравіцкага; 1868—1918).

свернуть

Церковь в агрогородке Засулье

Храма Рождества Иоанна Предтечи д в агрогородке  Засулье

Адрес: ул. Школьная, 4, д. Засулье, Столбцовский р-н, Минской обл.

Первый известный храм в Засулье построен в 1710 г. Это был униатский храм Иоанна Крестителя. В 1784 г. храм был перестроен в деревянный православный на кирпичном фундаменте. В 1960-е гг. советской властью храм был разобран. В 1990-е гг. началось восстановление храма на том же фундаменте. Новый храм освящен в 2010 году

 

Цель беседы:

Познакомить детей с  православным храмом, его  устройством,  храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством.

 

Содержание беседы.

Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм).

- Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? (ответы детей).

Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение (привести примеры, есть ли рядом другие храмы). А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей.

- А как вы думаете, на что похож храм? (рассматриваем храм).

Храм  похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

Если бы было можно взглянуть на храм с высоты, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.

Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

- Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.

- А как вы думаете, что означает слово окрестность? Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.

Осматриваем окрестности. Красивое место вокруг? Да.

- Что мы можем видеть с места, на котором стоим возле храма? Перечисляем. Красивый вид.

Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города.

- Знаете ли вы, с какого места стал строиться и расти наш город (село, поселок)?

Соборная горка. Раньше на месте Воскресенского собора был монастырь, а вокруг – слобода, т. е. поселение людей, дома и огороды. Город рос, люди строили дома и храмы. Православные храмы, или церкви, неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и села.

Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.

- Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.

-

ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей.

- А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

- Для чего звонят в колокола? Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

 

Священники совершают Богослужения в храмах. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

 

 

свернуть

Условия реализации социально-педагогического проекта «Веселая прогулка ВМЕСТЕ»

Областной социально-педагогический проект «Веселая прогулка ВМЕСТЕ»


Планируемые сроки реализации: май 2020 года – сентябрь 2020 года
Цель проекта – повышение качества социально-педагогической составляющей семейного воспитания, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах организации совместного досуга с детьми.
Задачи проекта:
1. Изучить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы организации прогулки как формы проведения совместного семейного досуга родителей и детей.
2. Определить объекты ближайшего социума, доступные для восприятия детьми.
3. Аккумулировать познавательную информацию для детей об объектах ближайшего социума, игровой материал для закрепления представлений об объектах социума.
4. Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизация мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
5. Разработать маршруты выходного дня для детей и родителей, внедрить их в практику учреждения образования посредством наглядно-информационных или информационно-коммуникационных форм работы.
6. Организовать взаимодействие участников проекта.
7. Определить наиболее интересные маршруты и разработать в каждом районе туристический путеводитель маршрутов образовательной направленности для родителей и детей дошкольного возраста в виде интерактивной карты.
8. Представить результаты участия в проекте на районных и областном родительском собрании.
Основная идея
Организация родителями совместных прогулок с детьми в выходной день будет способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Основные теоретические положения
Реализация проекта предполагает:
1) разработку педагогами маршрутов выходного дня для детей и родителей с информацией о рукотворных и природных объектах, встречающихся на маршруте; подбором подвижных и дидактических игр на закрепление полученных представлений; рекомендациями для организации общения с ребенком, познавательной и разных видов художественной деятельности, коллекционирования в условиях совместного досуга;
2) информирование родителей о маршрутах выходного дня посредством размещения информации в уголках для родителей, на сайте учреждения образования, презентации на родительском собрании и др.;
3) получение обратной связи от детей и родителей посредством ведения книги отзывов, оформления тематического журнала, онлайн-анкетирования, оформления постоянно действующей экспозиции «Веселая прогулка в выходной день» (выставки рисунков, поделок, фотографий, коллекций природного материала и др.);
4) выбор наиболее интересных маршрутов в районе;
5) разработка в каждом районе туристического путеводителя экскурсионных маршрутов образовательной направленности для родителей и детей дошкольного возраста в виде интерактивной карты «Маршруты выходного дня»;
6) презентация интерактивной карты и других методических продуктов, созданных в ходе реализации проекта, на районном и областном родительских собраниях.
В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.
Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.
Предполагаем, что реализация проекта будет способствовать:
- формированию у детей и родителей представлений об интересных социальных и природных объектах малой родины;
- повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах организации занятости детей дошкольного возраста в выходной день;
- разнообразию семейного досуга познавательной направленности;
- формированию культуры здорового образа жизни в семье;
- гармонизации взаимоотношений родителей и детей;
- проявлению и реализации творческого потенциала педагогов в процессе разработки методических материалов в помощь родителям;
- увеличению количества родителей, вовлеченных в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.

 

 

свернуть