Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников
В нашем учреждении дошкольного образования основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают занятия соответствующего содержания «На уроке», сюжетно-ролевые игры, творческие игры «Школа», рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в группе интегрированного обучения и воспитания (от 4 до 6 лет) организован «Уголок школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия «Умней-ка!», «Мои первые уроки». Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. Традиционно организуются экскурсии в школу, выступление учителей начальных классов перед воспитанниками, общение с учениками начальных классов.
Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования. Она осуществляется через проведение семинара-практикума для педагогов по теме «Методики и педагогические технологии дошкольного и начального образования»; педагогического совета, который проходит в мае месяце по итогам работы учреждения дошкольного образования за учебный год; совместного круглого стола «Условия адаптации первоклассника, пути их решения». Традиционно организуются взаимопосещение занятий воспитателями дошкольного образования и учителями на протяжении учебного года. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.
Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей. Особенно важен для них открытый просмотр занятия со старшими дошкольниками, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают праздники, конкурсы, развлечения, где и родители сами принимают активное участие. Проводятся родительские собрания с приглашением учителей, которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников.
В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Будущему первокласснику» предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.
В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательного стандарта дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков воспитанников.