Педагогам о патриотическом воспитании дошкольников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Общие положения…………………………………………………......3
  2. Нормативное правовое обеспечение организации работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования……………………………….…3

III. Содержание, формы и методы формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования…………………………………………………………………….5

  1. IV.Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников ……..……....8
  2. V.Взаимодействие учреждения дошкольного образования сродителями (законными представителями) воспитанников, направленное на формирование основ гражданско-патриотической культуры …………12
  3. VI. Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников …………....14

VII. Приложения ………………………………………………………18

Приложение 1 Рекомендуемый информационный материал, размещенный на интернет-ресурсах государственных органов (организаций)

Приложение 2 Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Мая Радзіма Беларусь» (2022)

Приложение 3 Социально-педагогический проект «Веселая прогулка ВМЕСТЕ» Минской области. Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей (патриотическое содержание)

Приложение 4 Рекомендации по использованию в образовательном процессе научно-популярных изданий серии «Я горжусь! / Я ганаруся!»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________А. В. Кадлубай

 

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры

 

  1. Общие положения

Целью данных Методических рекомендаций по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры (далее – Методические рекомендации) является оказание содействия в формировании гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии у участников образовательного процесса учреждений дошкольного образования.

Методические рекомендации направлены на согласованную деятельность педагогических работников по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования, вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс.

Методические рекомендации определяют содержание, формы и методы, нормативное правовое и научно-методическое обеспечение формирования основ гражданско-патриотической культуры.

В Методических рекомендациях используются термины и их определения, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами в сфере образования.

Методические рекомендации адресуются педагогическим работникам учреждений дошкольного образования.

  1. Нормативное правовое обеспечение организации работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования

Организация работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования должна осуществляться в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования:

Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230;

образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228;

учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 (далее – учебная программа);

типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 139 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152) (далее – типовой учебный план);

Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773;

Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312, «Методические рекомендации по реализации программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы;

Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82.

Перечисленные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса, размещены:

на Интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie/);

Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktov-respubliki-belarus/);

в информационно-поисковой системе «Эталон» и «ЭТАЛОН-ONLINE» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование») (www.etalonline.by).

III. Содержание, формы и методы формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования

Содержание процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников представлено в учебной программе и направлено:

на приобретение воспитанниками первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях; воспитание уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны;

формирование у воспитанников первичных представлений об основах государственной идеологии; привитие им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм, приобщение к общечеловеческим и гуманистическим ценностям.

Процесс формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников наиболее эффективен при интеграции содержания образовательных областей учебной программы «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» во всех возрастных группах.

Формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования осуществляется как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников (игровой, познавательной, художественной, общении и др.), во время проведения режимных моментов (утренней зарядки, прогулки и др.).

Формами организации образовательного процесса с воспитанниками могут быть: занятия, игры, тематические экскурсии (в том числе виртуальные), целевые прогулки, праздники, развлечения, образовательные проекты и др.

В качестве методов и приемов формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников могут выступать: наблюдения; беседы; чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора; слушание музыкальных произведений; исполнение белорусских народных песен, танцев; рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства; выполнение коллективных творческих работ; путешествия по карте и др.

С целью развития познавательного интереса воспитанников, формирования, расширения и уточнения их представлений о народной культуре и традициях рекомендуется использовать разные виды игр:

обрядовые, основанные на традициях проведения праздников и обрядов («Гуканне вясны», «Каляды», «Дажынкі» и др.);

подвижные, игры-хороводы, связанные с трудом, бытом, верованиями и обычаями («Грушка», «Што робіш?», «Вузельчык», «Мак»; «Жмуркі», «Пляцень», «Лянок» и др.);

игры-драматизации по мотивам белорусских сказок (песен, потешек);

игры-путешествия («Вандроўка па замках Беларусі», «Горад майстроў», «Нашы святы», «У госці да зубра» и др.);

дидактические игры («Природные символы Беларуси», «Беларускія народныя музычныя інструменты», «Смачна есці!», «З якой казкі герой?», «Белорусская национальная кухня» и др.) и т. п.

Развитию социальной активности в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми будет способствовать привлечение воспитанников к посильному общественно полезному труду в ближайшем окружении.

Формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь, понимание их роли и значения является одним из направлений формирования основ гражданско-патриотической культуры.

Изучение государственных символов Республики Беларусь в учреждении дошкольного образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей воспитанников.

Содержание учебной программы предусматривает в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование представлений о государственных символах Республики Беларусь, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь и др.; в старших группах воспитанников (от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) – о Государственном флаге Республики Беларусь как об одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, Государственном гимне Республики Беларусь; формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, осознания себя гражданином Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь и др.

Для ознакомления воспитанников с государственными символами целесообразно использовать следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;

рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));

привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;

объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна;

беседы с воспитанниками о том, где и когда используются государственные символы (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);

наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников и др.

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)). В случае если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

Руководители учреждений образования должны обеспечить:

необходимое уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь при организации торжественных мероприятий;

размещение на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах учреждений образования информации о вышеназванных торжественных мероприятиях.

  1. IV.Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно­пространственной среды, обеспечивающей яркую образность, наглядность, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников.

Рекомендуется создание центров по формированию основ гражданско-патриотической культуры во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры должен отвечать следующим требованиям:

информативность (наличие и многообразие дидактического и информационного материала должно быть методически целесообразным);

стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов, периода обучения, текущей тематики);

вариативность (предложенный дидактический материал является разнообразным как по содержанию, так и по способу его представления);

интегративность (представленный материал может использоваться в образовательном процессе при решении задач различных областей учебной программы).

Наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников, согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач.

В первой и второй младших группах в соответствии с основной целью патриотического воспитания – знакомство с ближайшим окружением, формирование элементарных представлений о родном крае – центр патриотического воспитания должен содержать материал по социально-нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры следующей тематики:

«Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид) – иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» – иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; показывающие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» – фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» – иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях: дети трудятся, помогают друг другу (взрослым), занимаются, играют и т. д.;

«Эмоциональные состояния» – иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

«Поведение детей» – иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) – фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представлений о семье, детском саде, населенном пункте, в котором проживает воспитанник, и его достопримечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (семейные праздники и традиции) – фотоматериалы, альбомы и др.;

знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими историю возникновения населенного пункта, его названия, животный и растительный мир и др., – фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) – книги, иллюстрации, аудиозаписи;

формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов – фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в соответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно представить материалы в соответствии с такими направлениями работы по патриотическому воспитанию, как краеведение; развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси:

«Моя семья» – семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» – иллюстрации, фотоматериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города»; карта города; символы города (герб);

«Мой край» – материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города́ области, чем они знамениты, промышленность и сельское хозяйство области); карта Беларуси;

«Защитники Отечества» – иллюстрации «Великая Отечественная война», «Белорусская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы»; художественная литература и дидактические игры по теме; макеты (военная техника и т. п.);

«Люди, прославившие Беларусь» – портреты; произведения художественной литературы, рассказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народной культуры» – иллюстрации по темам: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма», «Народные праздники и обряды», «Народный календарь»; предметы старины; белорусские игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме;

«Наша планета Земля» – глобус; детская карта мира; иллюстрации; произведения художественной литературы, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) – книги, аудиозаписи.

Во всех возрастных группах в центрах по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно на постоянной основе представлять результаты творческой работы воспитанников, такие как рисунки, поделки и др. (индивидуальные и коллективные), в соответствии с текущим тематическим планированием по данному направлению (например, открытки ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, коллективный коллаж «Памятные места Беларуси» и т. д.).

Развивающая предметно-пространственная среда иных помещений учреждения дошкольного образования также должна быть направлена на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников: в физкультурном зале целесообразно представить атрибуты к белорусским народным подвижным играм, в музыкальном зале – белорусские народные музыкальные инструменты, аудиозаписи белорусских народных песен, элементы народных костюмов, декорации и др.

В оформлении помещений учреждения дошкольного образования рекомендуется использование предметов белорусского народного декоративно-прикладного искусства, которые при этом должны быть эстетически, функционально и методически оправданны.

  1. V.Взаимодействие учреждения дошкольного образования с родителями (законными представителями) воспитанников, направленное на формирование основ гражданско-патриотической культуры

Формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников должно осуществляться в тесном сотрудничестве и взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи посредством включения родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс.

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи должно быть направлено на реализацию ряда задач:

объединение усилий педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;

приобщение детей к традиционным для Беларуси духовно-нравственным и культурным ценностям;

формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, гражданского самосознания воспитанников;

воспитание у детей патриотических чувств, связывающих разные поколения;

накопление воспитанниками положительного эмоционального опыта, развитие их познавательной мотивации;

расширение представлений и обогащение знаний родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования основ гражданско-патриотической культуры детей.

Формами взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи могут быть:

консультации для родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам патриотического воспитания детей в семье: «Знакомим детей с малой родиной», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.;

практикумы-семинары для родителей (законных представителей) воспитанников, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов;

совместные праздники, развлечения, физкультурные праздники и досуги: «День Победы», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда» и др.;

экскурсии (в том числе виртуальные): «Наша столица», «По историческим местам Беларуси», «Край блакітных азёр» и др.;

маршруты выходного дня (в том числе виртуальные) – посещение театров, музеев, выставок соответствующей тематики, достопримечательностей населенного пункта, в котором проживают воспитанники;

участие в праздничных городских мероприятиях: «День города», «День Победы» и др.;

совместные образовательные проекты: «Моя родословная», «Наши семейные традиции», «Народный театр батлейка», «Никто не забыт, ничто не забыто» и др.;

совместные творческие тематические выставки, фотовыставки: «Поколения», «Профессии наших родителей», «Традыцыйныя рамёствы Беларусі», «Дзень роднай мовы», «Семейные реликвии военных лет» и др.;

изготовление книг, фотоальбомов: «Я и вся моя семья», «Древо моей семьи», «Я помню, я горжусь» и др.;

совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов, кукол для спектаклей, участие в постановках.

По-прежнему актуальным является подготовка и размещение информационных материалов соответствующей тематики на стендах в помещениях учреждения дошкольного образования, на официальном сайте, страничке в социальных сетях, в мессенджерах, родительских чатах («Интересные факты из истории нашего города», «Приглашаем принять участие», «Прочитайте вместе с ребенком», «Ко Дню Победы: какие мероприятия можно посетить с ребенком», «Путешествуем по улицам и улочкам родного города: фотоотчет» и др.).

Целесообразно привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к наполнению развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования объектами, направленными на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников.

Рекомендуется создание библиотеки для родителей (законных представителей) воспитанников, в которой были бы представлены учебные издания, дидактические игры, научно-методические журналы, художественная литература соответствующей тематики.

Акцент во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников ставится на проведении досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками образовательного процесса.

При планировании деятельности учреждения дошкольного образования в структурный компонент плана «Взаимодействие с семьями воспитанников» в рамках форм работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников и включению их в образовательный процесс рекомендуется включить работу по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников.

Рекомендуется включать в содержательный аспект заседаний методических объединений, педагогических советов вопросы патриотического воспитания участников образовательного процесса, также организовывать методические мероприятия по обмену опытом педагогических работников.

  1. VI. Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Формирование у воспитанников гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной культуры осуществляется в различных видах детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников.

С этой целью разработаны и применяются в образовательном процессе учреждений дошкольного образования учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Горелова, Л. А. Твоя столица : стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : стадыёны і спортпляцоўкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Л. А. Горелова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 22 с. рус. + 22 с. бел. : 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Гракова, К. Г. Твоя столица : заводы и фабрики Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : заводы і фабрыкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / К. Г. Гракова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Давидович, А. Л. Мир, в котором я живу : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А. Л. Давидович, Е. И. Смолер. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 208 с. – (УМК «Мои первые уроки»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву : вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 208 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву / Мир, в котором я живу : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 88 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь : вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. : іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давидович, Е. Б. Твоя столица : архитектура Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : архітэктура Мінска (ад 5 да 7 гадоў) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е. Б. Давидович. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 29 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова : вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 128 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Рабочы сшытак : вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам : вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 136 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак : вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнаўства і этнаграфія Беларусі для дзяцей ад 5 да 7 гадоў : дапаможнік для педагагічных работнікаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Народная асвета, 2022. – 134 с.

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнаўства і этнаграфія Беларусі для дзяцей ад 5 да 7 гадоў : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Народная асвета, 2022. – 23 с. + 40 арк. іл.

Дубініна, Д. М. У свеце казак (ад 3 да 5 гадоў) : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2021. – 24 с. : 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства»).

Евдокимова, Н. Н. Твоя столица : театры Минска : (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : тэатры Мінска (ад 5 да 7 гадоў) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Н. Н. Евдокимова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 28 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Калошкина, Е. Е. Детское ручное ткачество (с электронным приложением) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е. Е. Калошкина. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 160 с. : ил.

Калошкіна, А. Я. Дзіцячае ручное ткацтва (з электронным дадаткам) : дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А. Я. Калошкіна. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. – 160 с. : іл.

Косенюк, Р. Р. Социальное и речевое развитие детей от 2 до 3 лет : учебно-методическое пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – 168 с. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Развитие речи детей от 2 до 3 лет : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Ознакомление с социальным миром (от 2 до 3 лет) : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – 40 л. ил. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Я открываю мир : от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром) : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2017. – 80 с. : 40 л. ил.

Касянюк Р. Р. Я адкрываю свет : ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам) : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Р. Р. Касянюк. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017. – 76 с. : 40 арк. іл.

Петрикевич, А. А. Твоя столица : парки и скверы Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : паркі і скверы Мінска (ад 5 да 7 гадоў) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / А. А. Петрикевич. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 27 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Явор, Л. Н. Декоративно-прикладное искусство : для воспитанников 45 лет : пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования : с электронным приложением / Л. Н. Явор. – Минск : Экоперспектива, 2022. – 80 с.

 

 

VIIПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Рекомендуемый информационный материал, размещенный на интернет-ресурсах государственных органов (организаций)

Приложение 2 Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Мая Радзіма Беларусь» (2022)

Приложение 3 Социально-педагогический проект «Веселая прогулка ВМЕСТЕ» Минской области. Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей (патриотическое содержание)

Приложение 4 Рекомендации по использованию в образовательном процессе научно-популярных изданий серии «Я горжусь! / Я ганаруся!»

 

 

свернуть

Государственная символика

Государственная символика

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней — красного цвета шириной в 2/3 и нижней — зеленого цвета в 1/3 ширины флага.   Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.   При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

 

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.   Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». 

 

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами Республики Беларусь.  

Текст гимна:   

Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь
Словы М.Клімковіча, У.Карызны
Музыка Н.Сакалоўскага  

Мы, беларусы — мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям'і. 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!  

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!  

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!  

Дружба народаў — сіла народаў -
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны — радасці сцяг!  

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

Источник: https://mfa.gov.by/sgp/state_symbols/ © При использовании материалов сайта ссылка на МИД Беларуси обязательна

свернуть

Консультация для педагогов "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте  4  одна  из  задач  гласит: формировать гражданственность и  национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формированиепредставлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного

отношения к близким, взрослым;

инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;

наблюдение за отношением взрослых в детском саду;

хороводные игры, игры-имитации;

чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов

семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;

рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

этические беседы о городе, родной стране, мире;

экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;

знакомство с элементами национальной культуры;

обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин,

схемы), рисунки мелом на доске;

составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной

деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;

рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном

возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;

язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь»,

«полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Используемая литература

1.Учебная программа дошкольного образования – Минск, «национальный институт образования», 2012.

2.Приобщаемся к нравственно-правовой культуре/ Автор-составитель Т.С.Лобанок, Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

 

свернуть